А. Н. Радищев — Часть 2

Мировоззрение А. Н. Радищева представляло собой вершину материалистической философии XVIII в. Он не только изложил основные положения материализма как философского направления, но подверг уничтожающей критике идеалистические и мистические взгляды. Конечно, в философском учении А. Н. Радищева не было и не могло быть исторического материализма. Но материалистическая философия природы была разработана в его произведениях с последовательностью и глубиной, оставлявшей далеко позади всех его современников.

Главным делом жизни А. Н. Радищева было написание «Путешествия из Петербурга в Москву». «Путешествие» — это книга великого гнева, заражавшего каждого из тех ее читателей, кто хоть сколько-нибудь мог разделить отношение А. Н. Радищева к самодержавию и крепостному праву. А. Н. Радищев показал все ужасы крестьянской неволи и деспотизма в их конкретной форме. Нарисованная им картина была реалистична, и в этой реалистичности заключалась огромная взрывная сила книги. Те читатели, которые знакомились с книгой в списках, начавших распространяться еще при жизни автора, конечно, никогда не могли бы забыть таких глав, как «Медное», где был описан аукцион по продаже крестьян, или «Вышний Волочек», где изображались картины рабовладельческой эксплуатации, или строф из «Вольности», представлявшей собой апологию восстания против самодержавия. Нельзя было пройти мимо тех волнующих, проникнутых революционным пафосом строк «Путешествия», в которых А. Н. Радищев призывал разбить «железом, вольности [рабов] препятствующим», «главы бесчеловечных своих господ» и говорил: «я зрю сквозь целое столетие», придут «великие мужи» из среды самих рабов, которые и уничтожат «бесчеловечных господ».

Радищев в своих сочинениях поднял те проблемы, которые разрабатывались в дальнейшем развитии русской революционной мысли. Он доказал необходимость борьбы с крепостным правом, как с социальным злом, препятствующим развитию производительных сил. Он показал несовершенство буржуазного строя западных государств, не обеспечивающего ни материального благосостояния, ни свободы для трудящихся классов населения. Он был подлинным патриотом, гордившимся своей принадлежностью к великому русскому народу и требовавшим самого внимательного к нему отношения. Любовь к народу у Радищева была неотделима от ненависти к самодержавию и крепостничеству.

«Очерки истории Ленинграда» Редакторы: М. Вяткин, Б. Кочаков, С. Волк, Н. Киреев Издательство: Издательство Академии Наук СССР, 1955 г.

Похожие записи:

  • No Related Posts