Карл Шмидт — Часть 10

В начале 1908 г. К. К. Шмидт спроектировал складской корпус на участке, принадлежавшем тогда П. П. Форостовскому (М. Посадская ул., 25). Это четырехэтажное производственное здание с кирпичными стенами и обширным внутренним пространством, расчлененным двумя рядами металлических колонн, в 1912 г. было скрыто шестиэтажной громадой доходного дома. В 1909 г. К. К. Шмидт был удостоен звания академика архитектуры. В том же году государственный секретарь А. А. Половцов пригласил его для постройки нового особняка на Каменном острове. Дом, имевший асимметричный план, был уже вчерне закончен, когда наследники скончавшегося к тому времени А. А. Половцова в 1911 г. передали заказ архитектору И. А Фомину. По проекту и под руководством этого талантливого и тонкого имитатора русского классицизма на основе постройки Шмидта к концу 1912 г. был создан один из интереснейших образцов петербургского неоклассицизма. Неоклассицизм — одна из разновидностей ретроспективизма, резкий поворот к которому характерен для петербургской архитектуры на рубеже 1900—1910-х гг. Не избежал влияния новых идей и Шмидт.

С 1910 г. архитектор занялся капитальной перестройкой особняка графини О. В. Палей в Царском Селе. В письме, отправленном заказчице в Париж летом 1911 г., Шмидт писал о произведенных строительных работах и выслал эскиз фасада, детальной разработкой которого он предполагал еще заняться. Неоклассический особняк был закончен к 1914 г. Сейчас от него сохранилась лишь центральная часть, да и то в перестроенном виде. Бывший доходный дом Л. Л. Кенига (Кронверкский пр., 77/2; 1911) свидетельствует о том, что всеобщее увлечение неоклассикой, искреннее и вдохновенное у ее лидеров и воспринимаемое у других как дань моде, не захватило Шмидта, не оказалось созвучным его творческим установкам. Строгость гладкой поверхности фасадов с равномерно распределенными прямоугольниками окон, лишенных наличников, ленточный руст цоколя несут в себе черты упрощенного варианта неоклассицизма. При этом элемент атектоничности, любимой модерном, но в корне чуждой классике, вносится пересекающей окна третьего этажа границей между участками стены со штукатуркой различного цвета.

Подавляя своей огромной массой с грузной угловой башней-ротондой, здание не вписалось в пространство. Стилизованные рельефные птицы, распластавшиеся на глади серой стены, орлы в круглом вестибюле углового подъезда напоминают о северном модерне, склонном к изображению различных устрашающих представителей фауны, но можно увидеть здесь н мотивы древнеегипетского искусства. Архитектор явно не захотел пойти по пути строгой ориентации на классическую традицию — это было чуждо ему.

Уходящий модерн также больше не мог удовлетворять зодчего. Он пытался найти компромиссное решение. Ощутимый в этой постройке диссонанс дает основание предположить напряженность поиска дальнейшего пути.

И. Г. Калужинская

по материалам virtualpetersburg.ru

Похожие записи:

Tags: