Кирилл Халтурин — Часть 1

Здание бывшего Кадетского корпуса, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Кронверк Петропавловской крепости, выставочный корпус Русского музея... Эти сооружения, построенные разными архитекторами и относящиеся к различным эпохам истории Петербурга, сегодня выстраиваются для современников в один ряд, поскольку связаны с именем их сотворца — нашего современника, зодчего-реставратора Кирилла Дмитриевича Халтурина (1905—1981), человека, посвятившего свою жизнь воссозданию замечательных памятников нашего города, привнесшего в этот процесс элементы истинного творчества.

Еще в 1935—1937 гг. ему довелось решить сложную задачу, которая состояла в том, чтобы внести новый композиционный акцепт в решение фасадов здания бывшего Кадетского корпуса, примыкающего к Меншиковскому дворцу и оформляющего правую сторону Съездовской линии Васильевского острова. Комплекс находящихся здесь строений складывался на протяжении всей первой половины XVIII в., развился в середине столетия и получил свое завершение в 1770-х гг. Потребности современного использования выявили необходимость устройства прямого входа в большой двухсветный парадный вал и изменения в оформлении фасадов у стыка здания Кадетского корпуса и флигеля дворца. Зодчему предстояло найти такое решение, при котором введение новых архитектурных и декоративных элементов не повлекло бы за собой утраты художественного духа памятника. А это требовало не только большого профессионального мастерства, но и тонкого понимания стиля, безошибочного чувства ансамбля. Всем этим в полной мере обладал К. Д. Халтурин.

Оформляя новый вход со Съездовской линии, он использовал стилистически однородные элементы, уже существовавшие в отделке фасадов. Однако они не были просто перенесены из прошлого в настоящее, они намеренно были трансформированы для придания большей выразительности, акцентировки новой композиции. Речь идет об использовании четырех пар мощных сдвоенных колонн, дополненных раскреповками антаблемента и рустованными постаментами. В итоге появившийся монументальный портик главного входа оказался очень удачно связанным с основным декором фасада, а кроме того, внес динамичность, дополнительный акцент в ритмику корпуса большой протяженности.

Д. А. Кючарианц, А. Г. Раскин

(по материалам virtualpetersburg.ru)

Похожие записи:

Tags: