Мариан Лялевич — Часть 1

Произведениям Лялевича конца 1900-х гг. свойственно большое стилистическое разнообразие. Конкурсные проекты виадука в Варшаве (1906; совместно с М. М. Перетятковичем) и здания Кредитного общества в Петербурге (1907) можно отнести к классицистической ветви модерна. В проекте костела (1906) архитектор обращается к готике, училища в Курске (1907) — к древнерусскому зодчеству, клуба в Ростове-на-Дону (1907) — к раннему Ренессансу, а композиция мечети для Петербурга (1908) навеяна культовыми сооружениями Стамбула.

Особое место среди ранних работ занимает проект здания Государственной думы на Марсовом поле (1906). Впечатление монументальности и репрезентативности создается строго симметричной композицией из геометрически простых объемов с колоннадами, мощными плоскостями стен и тройной аркой на главном фасаде. Это произведение, близкое академическому классицизму, предвосхищает поворот зодчего к неоклассике.

Показателен для становления ретроспективной концепции М. С. Лялевича павильон Стекольного завода М. Л. Франка на Международной строительно-художественной выставке 1908 г., которая была устроена на Каменном острове. Металлический каркас павильона декорирован в характере петровского барокко. Наивное стремление к исторической правде заставило применить худшие сорта стекла, похожие на стекло начала XVIII в. Большую роль в определении творческой направленности зодчего сыграло также его участие в возведении на Невском проспекте, 44, по проекту Б. И. Гиршовича здания Сибирского банка (1909—1910) — одного на лучших образцов неоклассицизма.

/по материалам virtualpetersburg.ru/

Б. М. Кириков

Похожие записи:

Tags: