Мариан Лялевич — Часть 10

Варшавский период творчества принес зодчему европейскую известность. Но и в эти годы он оставался петербургским архитектором, продолжая традиции неоклассицизма 1910-х гг. Искания функционализма, а также упрощенной классики не оказали заметного воздействия на его произведения. 924 Первыми работами мастера в столице Польши явилась реставрация и реконструкция памятников архитектуры — бывших дворцов Радзивиллов, Примасовского, Рачинского и Сташица. В 1920-х гг. Лялевич возводит в формах неоклассицизма целый ряд крупных построек. Это здания дирекции железных дорог, фирмы Эриксон и жилые дома в Варшаве, банки в Калише, Сосновке, Луку и Бресте, военные комплексы в Оксивии и Гдыне. Характерно здание банка в Седльце (1924) с мощной угловой ротондой, прорезанной арками. В построенном позднее здании Геологического института в Варшаве интересны дворы с остекленными перекрытиями и двухъярусными ренессансными аркадами.

Главное произведение этого периода — здание Аграрного банка в Варшаве, созданное в 1925—1928 гг. Оно развивает — в более крупных и монументальных формах — тему фасада доходного дома Покотиловой. Здесь те же рустованные пилястры н пониженные ризалиты по краям, но в центре введен третий ризалит, увенчанный фронтоном. Современники высоко оценили это сооружение, выделяя его на числа общественных зданий Европы.

/по материалам virtualpetersburg.ru/

Крупный зодчий, всю жизнь посвятивший архитектурному творчеству, Лялевич погиб во время Варшавского восстания 1944 г. И хотя развитие архитектуры пошло впоследствии по новому пути, мы отдаем должное таланту Мариана Станиславовича Лялевича, стремившегося к творческому претворению классического наследия.

Б. М. Кириков

Похожие записи:

Tags: