Мариан Лялевич — Часть 5

Главным произведением архитектора является Торговый дом фирмы меховых изделий Ф. Л. Мертенса на Невском проспекте, 21. Здание возведено в 1911—1912 гг. на основе старой постройки. Здесь зодчий впервые воплотил встречавшийся в его ранних проектах замысел фасада, прорезанного тремя огромными арками. Источниками этой композиции послужили как ренессансные аркады, так и новые берлинские магазины архитектора О. Рита.

Характер здания определяется взаимодействием двух систем — конструктивно рациональной (каркасная структура) и иллюзорно-тектонической (палладианский ордер). Основа конструкции — железобетонная сквозная балка, несущая четыре столба с шагом 10 метров. Ордер зрительно выражает конструкцию, даже усиливает ее звучание, но является дополнительной формой, не обусловленной функцией и материалом. Лялевич использует смелый прием сплошного остекления арок, необходимого для освещения торговых залов. По контрасту с нижними этажами верхний насыщен скульптурным декором. Мужские фигуры в замковых камнях созданы В. В. Кузнецовым.

Зодчий нашел монументальный и выразительный образ торгового сооружения. Эта постройка принесла ему заслуженную известность, и в 1912 г. Лялевич был избран академиком архитектуры. Следует отметить градостроительную роль здания. Оно завершает перспективу Большой Конюшенной улицы, а крупный ритм его проемов подчеркивает масштаб Невского проспекта, перекликаясь со средним ризалитом Строгановского дворца, аркой костела св. Екатерины, аркадами Гостиного двора и Серебряных рядов.

/по материалам virtualpetersburg.ru/

Развитием темы торгового дома Мертенса является здание товарищества Треугольник (1914) в Москве. Это во многом итоговое произведение, вобравшее в себя черты ряда предшествующих построек. В плане два параллельных корпуса соединены флигелем (в виде двойного тавра). Фасад раскрыт пятью арками со сдвоенными колоннами, поставленными на рустованный цоколь. Этот мотив восходит также к особняку Покотиловой, а общая разбивка масс, особенно в первоначальном варианте, близка проекту здания Петербургского губернского кредитного общества (1913).Перевод новых пространственных структур на язык ордерных форм прослеживается в проектах здания судебных установлений в Саратове, Русского для внешней торговли банка в Петербурге (оба — 1914) и Сибирского банка в Москве (около 1916). Монументальные аркады, ряды колонн или пилястр включают вертикальные полосы остекления, на которые выведены межэтажные перекрытия. Первыми в России этот прием ввели Ф. О. Шехтель, Р. А. Берзен, П. Ю. Сюзор. В творчестве Лялевича он получил законченное выражение. Эти произведения, несмотря на традиционную ордерную оболочку, лежат в русле новаторских исканий русской архитектуры. Они близки некоторым ранним работам братьев Весниных и даже оказали на них влияние.

Б. М. Кириков

Похожие записи:

Tags: