Мариан Лялевич — Часть 7

В связи с этой работой Лялевич изучал больничное строительство в России и Германии. Накопленный опыт лег в основу проекта Алафузовской больницы за Нарвской заставой (1915—1916), также оставшегося неосуществленным. Обзор творчества архитектора будет неполным, если не упомянуть другие его работы в нашем городе. Это надстройка флигеля арестного дома близ реки Монастырки на бывшем Казачьем плацу (1907), отделка магазина Упэнэка (1908), жилые корпуса во дворе по переулку Бойцова, 4 (1910— 1915), переделка дома на Большой Конюшенной улице, 3 (1917); проекты: застройки территории у костела св. Екатерины (1908), школы на Лицейской улице (1914) и перестройки домов на 9-й линии, 52 (1911), и в Прачечном переулке, 2 (1917).

В петербургский период Лялевич создал более шестидесяти построек и проектов. Многие из них вошли в летопись русского зодчества и повлияли на творчество его современников. Так, А. Л. Лишневский в домах на набережной Фонтанки, 131, и на 8-й Рождественской (ныне 8-й Советской) улице, 6—8, варьировал мотив особняка Покотиловой — тройную арку с аттиком, а в здании на Загородном проспекте, 24, ввел характерную аркаду нижних этажей. Композиция торгового дома Мертенса почти в точности повторена братьями Весниными в здании банка на улице Кузнецкий мост в Москве. Дом на улице Пестеля, 7, явился прообразом построек Б. М. Великовского (Загородный пр., 27), Н. Д. Каценеленбогена (Можайская ул., 18) и других архитекторов.

/по материалам virtualpetersburg.ru/

В теоретических воззрениях М. С. Лялевича принципы рационализма переплетались с ретроспективными идеями. В архитектуре прошлого его привлекала красота девственная, неотразимая, исторически оправданная. Зодчий считал, что классика может стать источником современного стиля и выразить новое идейное содержание. Значение классического наследия наиболее глубоко было осмыслено в его позднем труде Эллада, к сожалению не сохранившемся.

Б. М. Кириков

Похожие записи:

Tags: , ,