Мариан Лялевич — Часть 8

Вместе с тем Лялевич не отрицал достижений модерна. Как и любой стиль, модерн был закономерным порождением определенной исторической эпохи, зависимой функцией своего века. Архитектор не разделял ограниченную точку зрения, согласно которой исходной посылкой нового стиля было развитие техники и конструкций. Он справедливо отмечал, что не от знакомства со свойствами стали и бетона появится настоящий стиль, а от элементов более глубоко обоснованных, от стремлений и идеалов общественности... При этом он идеалистически трактовал проблему происхождения архитектурных форм как результат человеческого воображения и... воли, не зависящий от импульсов чисто практического свойства.

Большое внимание зодчий уделял градостроительным вопросам. По его мнению, Петербург должен развиваться на основе общего плана и в органической связи с исторически сложившимися ансамблями. Важными задачами являются охрана памятников, регулирование строительства в зонах старой застройки. Показательно отрицательное отношение Лялевича к зданию Германского посольства. Он считал, что автору проекта, П. Беренсу, следовало подойти к характеру данного города, а не строить слишком индивидуальную вещь... Лялевич призывал к радикальным преобразованиями капиталистических городов. Главными условиями превращения города в совершенную среду обитания он считал планомерную застройку, функциональное зонирование, оптимальные строительные нормы. Город Лялевича — это город для всех, где художественная внушительность исторического целого сочетается с комфортом, гигиеной телесной и духовной для самых несостоятельных слоев.

Архитектура, писал Лялевич, отражает уровень духовного развития народа. Программа зодчего проникнута жизнестроительным пафосом. Возвышайте смысл жизни... и произведения человеческих рук изменятся,— призывал он, мечтая о том времени, когда архитектура выравнит общественность, а искусство превратится в насущную потребность и радость жизни.

/по материалам virtualpetersburg.ru/

Б. М. Кириков

Похожие записи:

Tags: