Мариан Перетяткович — Часть 2

Сочиненный им проект Зала для народных собраний предлагал очередную вариацию на мотив колоссальных мавзолеев римских императоров. Сегодня такое сочетание функции и архитектурного прообраза вызовет, пожалуй, саркастическую улыбку. Но времена, как известно, различаются между собой тем, что принадлежащие им люди для улыбок находят разные поводы. Мариан был вполне серьезен. В его студенческой работе слышится эхо экспериментов Этьена Булле и Клода Никола Леду по трансформации классических форм.

Трудно сказать, насколько трогало Мариана содержание идей французских прожектеров. Скорее всего, он просто готов был использовать все, что было освящено и санкционировано Академией. Комиссия по достоинству оценила направленность мыслей дипломанта. Проект Зала для народных собраний прошел на ура.

Перетяткович получил звание художника-архитектора и отправился в путешествие, по Европе. Однако стоит еще на пару минут задержаться в помещении, выходящем высокими окнами на Неву... В 1812 г. большую золотую медаль здесь получил Василий Алексеевич Глинка. Успех ему принес проект здания для общественного увеселения жителей столичного города.

Подражание Булле было еще более явным, чем будет у Перетятковича. Зато и тема проекта была столь же демократична, а предлагаемое ее воплощение столь же утопично, как это будет спустя столетие. Выпускные работы Глинки и Перетятковича могли, кажется, быть выполнены однокашниками и висеть рядом.

И. Е. Гостев

по материалам virtualpetersburg.ru

Похожие записи:

Tags: