Мариан Перетяткович — Часть 3

Работа Перетятковича отличается, правда, усложненностью сочетания масштабов в пластике фасада и открыто декоративной подачей ордера. Все-таки недаром минувшее столетие вместило в себя век эклектики. Да и слишком разные учителя были у Глинки и Перетятковича у первого — Захаров и Воронихин, у второго — Леонтий Бенуа. Впрочем, соседствовать произведениям Глинки и Перетятковича довелось. Они были в одной панораме. Вид на нее открывается как раз из окон Академии. В 1820-х гг. Глинка воздвиг белоствольный портик дома Румянцева на Английской набережной, в 1911 г. Перетяткович завершил панораму набережной белокаменным храмом.

Недолгим оказалось это соседство!.. До 1932 г. простоял при впадении Ново-Адмиралтейского канала в Неву храм, напоминавший о жертвах русско-японской войны. Символический мавзолей для моряков, поглощенных водной стихией. Двенадцать тысяч имен, от адмирала Макарова до последнего кочегара, были нанесены на бронзовые панели внутри церкви. Все имена были хорошо видны — прихожанин мог оплакать каждого. «Летописью ужаса» называли этот скорбный список.

А храм называли Спасом на водах. Белый, с главой, сиявшей золотом, он словно парил над Невой. В алтаре по эскизам Н. А. Бруни в мозаике изобразили шествующего по морю Христа. Образы, навеваемые архитектурой, подтверждали образ религиозный.

Комитет по увековечению памяти моряков возглавила греческая королева Ольга Константиновна. Якобы именно она указала на прототип для Спасского храма — знаменитую церковь Покрова на реке Нерли. Во всяком случае, сам Перетяткович, докладывая на заседании Общества архитекторов о постройке храма-памятника, как-то особенно подчеркивал значимость участия в деле королевы эллинов.

И. Е. Гостев

по материалам virtualpetersburg.ru

Похожие записи:

Tags: ,