Мариан Перетяткович — Часть 5

Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников. Дело в том, что сюжеты владимирской резьбы XII в. сами повторяют куда более почтенные по возрасту рисунки, или графемы. Изумительно устойчивые в формах начертаний, они существуют тысячелетия. Встречаются на постройках, надгробиях, утвари, одежде, ритуальных предметах, просто на скалах, т. е. в самых разных по жанру памятниках древности, принадлежащих самым разным культурам. По сути, это идеограммы, являвшиеся дописьменным способом фиксации универсальных для древнего человека понятий и представлений, своеобразный праязык человечества в целом. Резьба на стенах нашего Спаса воспроизводила именно такие идеограммы. Хотя почти наверняка ни архитектор, ни скульптор, ни королева эллинов, благодаря которым в течение двух десятков лет отражались они в водах Невы, понятия об этом не имели.

Ведь даже в XII в. на берегах Клязьмы и Нерли смысл их осознавали уже очень и очень смутно. Таинственны они были как для мастеров, занесших графемы на эти берега, так и для аборигенов. Примечательна едва ли не фотографическая точность, с которой владимирский декор совпадает в элементах с декором храмов на юго-западе Франции. На стенах соборов Арля и Тулузы мы встречаем хорошо знакомых львов, хвосты их кокетливо обвиваются вокруг туловища и распускаются на кончиках подобием цветов. Столь же знакомы аркатурные пояса. И фигурки святых так же разделены трехчетвертными колонками, имеющими сюжетные капители и зверообразные базы...

Стены Петербурга в свою очередь отразили символы, запечатленные за много столетий до возникновения Петербурга на стенах средневековых и античных храмов. Но в чем секрет завораживающей красоты и мало с чем сравнимой жизнестойкости древних узоров и сюжетов? Б. А. Рыбаков высказывает на этот счет следующее соображение: Часть сюжетов, украшений и элементов орнаментов явно магического заклинательного характера выполняла в свое время роль заговоров на благоденствие или оберегов от зла.

Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, и рождалось чувство красивого.

И. Е. Гостев

по материалам virtualpetersburg.ru

Похожие записи:

Tags: