Мариан Перетяткович — Часть 8

За нарочитой скромностью доклада о строительстве Спаса угадывается и желание оправдать себя, и полемический задор, и уничижение такого рода, что признано на Руси паче гордости: Согласовать архитектуру подобного храма со строгим стилем набережной Невы и окаймляющих ее зданий строители пытались, придав форме храма возможную простоту: кубичная форма церкви, увенчанной круглым барабаном со шлемовидной главкой, дает простой силуэт, не дисгармонирующий с памятниками строгой архитектуры. Тем не менее автор проекта, не доверяя своему личному вкусу, предложил комитету запросить мнение Академии художеств, которая и ответила, что признает храм в намеченной компоновке для данной местности возможным. Признаки переклички, чтобы не сказать перебранки, со щусевским текстом очевидны и не нуждаются в дополнительных комментариях. Также нет смысла задерживаться на выяснении мотивов, побудивших Перетятковича козырять мнением Академии, что при обсуждении в профессиональном кругу выглядит несолидным школьничеством. Зато высказанное Перетятковичем стремление сочетать архитектуру Спаса с исторической застройкой невских берегов заслуживает самого серьезного отношения. Вообще говоря, если бы не это прямое утверждение архитектора, нам трудно было бы предположить в нем такое стремление. Все его творения в этом смысле различаются между собой лишь степенью противостояния архитектурному окружению.

Степень эта каждый раз определялась назначением возводимого Перетятковичем здания. И если не всегда назначением она могла быть оправдана, то почти всегда — объяснена. Тем изумительнее редкое соответствие архитектуры Спаса духу Петербурга. Ведь не раз пытались обогатить ландшафт города танцующими формами московского узорочья и текучими линиями северного зодчества. И результаты выходили любопытные.

Только почти всегда возникало напряжение между шедевром национального стиля и ближайшим его окружением из зданий, построенных по европейским образцам. Здесь напряжения не было. Отмеченное роскошью и драматизмом, владимирское зодчество XII в. само является в средневековой нашей архитектуре наиболее европеизированным. Возводилось оно заезжими мастерами.

Не меняя основных канонов русского храмоздания, европейцы придали ему на Владимирщине западнический стилистический флер, как назвал это Г. К. Вагнер. Примерно то же происходило в XVIII столетии на невских берегах.

И. Е. Гостев

по материалам virtualpetersburg.ru

Похожие записи:

Tags: