Николай Лансере — Часть 12

Место, где архитектор А. Ф. Рюмин возвел два корпуса Дома для специалистов, а Лансере оформил главный из них эффектным фасадом, весьма примечательно. Участок Каменноостровского проспекта на Аптекарском острове стал в начале XX в. одной из красивейших магистралей города. Почти вся его восточная сторона была застроена величественными домами (разного, конечно, качества), а западная оставлена свободной, что позволяет любоваться фасадами с противоположной стороны,— редкий для Петербурга случай. В оформлении домов преобладают неоклассические мотивы, при этом дом № 65 вообще является самым ярким произведением предреволюционной архитектуры (архитектор В. Щуко). Этому дому, а в особенности его соседу (того же автора), и подражает Лансере, наивно

полагая, что архитектор должен употреблять все имеющиеся в его распоряжении средства, дабы вписать свое здание в существующий ансамбль, вместо того чтобы творить новый. Здание Лансере занимает два участка, и его фасад вбирает элементы оформления двух построек Щуко. Так, скажем, эркеры заимствованы из интерколумниев дома № 65, а орнаментированные пилястры и вообще идея применения плоскостных деталей (в том числе скульптуры) — из дома № 63. Но самое очевидное заимствование заключается в заглублении по отношению к красной линии основной части здания, при том что переходы от боковых ризалитов к ней оформлены в виде четырехэтажных лоджий. Такой же мотив есть у Щуко — но там лоджия устроена только с одной стороны! Щуко показывает себя более смелым архитектором — он не боится асимметричной композиции, столь явные цитаты, конечно, снижают качество постройки и как будто служат доказательством не существовавшей в действительности зависимости архитекторов 1930-х гг. от произведений начала века. Собственно классическое кажется в декоре здания чем-то искусственным и наносным, словно зодчий наряжал уже построенный дом, делая его роскошнее. Пилястры с затейливым рельефом можно видеть и во многих других работах 1930-х гг., скажем, в другом доме специалистов — на углу Лесного проспекта и Кантемировской улицы (архитектор Г. Симонов). Сомнительно выглядят головы в медальонах. Но если убрать все эти наносные детали (в том числе чрезмерно тяжелый руст цоколя), то в результате получается довольно своеобразная композиция, все же более близкая к упрощенной классике, нежели к конструктивизму. Весьма оригинален, например, фриз: своего рода развертка каннелированного ствола колонны, и над ним другой фриз, состоящий из четырех гуртов.

/по материалам virtualpetersburg.ru/

И. Д. Саблин

Похожие записи:

Tags: