Виктор Хрущев — Часть 4

Комплекс на Бухарестской улице, 6, определяет характер въезда в район массового жилищного строительства — Купчино. И Виктор Хрущев (вспомним его тезис: «Промышленная архитектура — неиссякаемый источник разнообразия в городской застройке») создает запоминающийся элемент застройки Купчина. Архитектор использует Н — и П-образные рамные конструкции с консолями, что в значительной степени повышает пластические качества композиции здания, задает новый для последующей застройки масштаб, делает его более монументальным по сравнению с рядовой застройкой всего района. К чести коллег Хрущева, продолживших формирование въезда, они подхватили заданный им масштаб, и образовался новый своеобразный ансамбль при въезде в Купчино.

Работа над этим проектом наконец дала архитектору возможность практически ответить на неоднократно поставленные им теоретические вопросы формирования городской среды. В статье «Завод в городе» (Строительный рабочий. 1971. № 1940) Хрущев пишет: «Размещение промышленных предприятий в среде городской застройки... способствует разрешению художественно-градостроительных задач, внося в однообразный ритм типовых жилых зданий крупный и сочный архитектурный мазок, дающий свой неповторимый характер целому району». Он ратует за создание технологических линий, допускающих «гибкую компоновку производственного процесса, размещение его поэтажно, по вертикали, под землей, в широких многопролетных зданиях». Он создал схему размещения промзданий в структуре города.

(по материалам virtualpetersburg.ru)

В. Хрущев был большим энтузиастом и пропагандистом подземного строительства. В статье «Облик индустриального Ленинграда» (Строительство и архитектура Ленинграда. 1975. № 11) он настаивал на активном подземном строительстве, прежде всего для предприятий с герметизированными помещениями, искусственным климатом и развитой автоматизацией технологических процессов. Эти мысли архитектора не только не устарели, но и стали еще более актуальными.

Архитектор неоднократно выступал с практическими предложениями использования подземного пространства города. Так, в статье «Производственно-транспортные структуры» архитектор предлагает создавать крупные коммуникационно-производственные структуры на месте существующих или проектируемых магистралей, которые, соединив различные районы города, вобрали бы в себя помимо всех видов транспортных артерий спрятанные под землю производственные и обслуживающие помещения, гаражи, все устройства инженерного обеспечения города. Решаются все основные проблемы связи промышленной и жилой зон: сокращается санитарно-защитная зона производств, приближаясь к жилью, которое надежно защищено. Шум и выбросы от транспорта изолируются. Архитектор участвует в разработке конкретных предложений использования подземного пространства. Одно из них — реконструкция района Конюшенной площади, предложенная в 1990 г. в нескольких вариантах. Внутри квартала автор предлагает поставить здание Ленавтотранса с широким использованием подземного пространства всего квартала. Предлагается все производственные площади, автостоянки разместить в нескольких уровнях под землей, а в наземной части комплекса разместить торгово-деловой центр, учебные учреждения, ресторан, гостиницу, музей и т. д., т. е. помещения для учебы, отдыха, развлечения горожан, гостей, туристов. Это был в высшей степени интересный проект, к которому следовало бы вернуться.

В. Н. Питанин

Похожие записи:

Tags: ,