Виталий Сохин — Часть 4

Вот, например, стройные 22-этажные дома на набережной Смоленки — эспланада с этими композиционными акцентами получила свой неповторимый облик, и, возможно, когда-нибудь художники придут и сюда — для них здесь есть интересные сюжеты, требующие художественного осмысления. Ведь их создатель в глубине души мечтал и об этом.

В 1966 г. Сохин стал главным автором проектируемого экспериментального квартала № 1 западной части Васильевского острова. О том, какое значение придавалось этой работе, можно судить по списку участников проекта. Здесь были сконцентрированы лучшие мастера: сам Евдокимов, В. А. Каменский, Н. Н. Баранов, В. Н. Соколов, О. Н. Башинский, Д. П. Рузанов и др. Эксперимент начался впервые с проектирования новой серии крупнопанельных домов из блок-секций «БС» (Евдокимов, Сохин и инженеры А. Д. Нелипа и А. А. Гущев, 1968—1970).

В то время в городе уже строились крупнопанельные дома, но в этой серии было заложено принципиально новое начало. Объектом типизации стал не весь дом, а его фрагмент. Жилые блок-секции были спроектированы рядовыми, поворотными, широтными, угловыми и меридиональными различной этажности. Лоджии и эркеры повышали пластическую выразительность домов. Не отказываясь от типизации, авторы начали путь к индивидуальному проектированию. Появились обширные кварталы, а набережная Смоленки стала прогулочной эспланадой. Наиболее интересны высотные дома, построенные с применением монолитного железобетона, и 16-этажные общежития на Наличной улице. В домах этого квартала есть ряд преимуществ — более широкие корпуса, более разнообразная планировка, увеличены площади кухонь, гораздо богаче пластика. На первых этажах разместились учреждения социально-бытового назначения. В высоких башенных домах были запроектированы мастерские художников. Обобщая сказанное об экспериментальном квартале, нужно подчеркнуть, что здесь удалось создать не только хорошо организованную среду обитания, но и художественно-выразительный, интересный ансамбль с запоминающимся силуэтом. А как незауряден целый жилой комплекс на другом берегу реки, состоящий из трех гигантских объемов, объединенных высокими стройными арками! В этом ансамбле есть своеобразное величие, связь с архитектурными традициями города и несомненное новаторство. Старый Петербург не знает примера столь мощного и даже несколько сурового образа жилого дома, ставшего центром большого ансамбля. По существу, это здание могло бы стать темой отдельного разговора. Разнообразные окна и простенки, перепады высот, группировка объемов, эркеры, силуэты отдельных частей и комплекса в целом — это лишь часть архитектурно-художественной системы, разработанной В. А. Сохиным и В. Н. Соколовым.

Необычайно впечатляют чувство большой формы и одновременно вкус к деталям, логика в построении большой и сложной композиции. В. А. Сохину хотелось, чтобы наш город рос и ввысь и вширь, он стремился к тому, чтобы архитектура была оптимистичной, чтобы возникали новые пространственные взаимосвязи, новые сочетания. Подлинный художник, он полагал, что архитектор должен не просто строить, а создавать новые городские пейзажи. Он исходил из того, что архитектура всегда должна оставаться искусством. Удавалось ли ему это? Думается, что новый пейзаж, встречающий человека при выходе со станции метро «Приморская», говорит сам за себя,— достаточно взглянуть на изящные легкие мосты, набережные со спусками и громады домов, эффектно отражающихся в водах Смоленки.

В. Г. Исаченко, Н. Н. Клишевич

(по материалам virtualpetersburg.ru)

Похожие записи:

Tags: , ,